Размышления судьи Марии Карпинской о конкурсе, о современной литературе в контексте конкурса «Последняя волна».
Говорит М. А. Карпинская:
...Вот и закончено чтение первого отборочного тура конкурса «Последняя волна». Я прочла более 300 литературных работ различных авторов, претендующих стать писателями.
Очень странное чувство. Оглядываюсь на прочитанные работы и пытаюсь вспомнить самые яркие, те, что записались в чувствах, оставили след, открыли что-то новое, и конечно, подарили бы надежду на будущее, указали, как в лабиринтах минотавра родить России саму себя...
Вспоминаю, и ничего не могу вспомнить. Почему? Я вчитывалась в строчки неизвестных мне авторов, и искала световые дорожки, или хотя бы световые точки, исходя из которых, я смогла бы подглядеть в маленькую замочную скважину новое наше с вами будущее, которое пусть только полунамеком, обозначили бы авторы своих работ.
Но, к сожалению, мне не встретилось, ни одно произведение такого плана. Что же за работы были представлены на этом туре и как мне, как судье, приходилось ставить оценки?
Я еще раз убедилась, что как назовешь «корабль» авторских произведений, так он и поплывет.
Конкурс «Последняя волна» действительно явил нам букет работ самых разных авторов, которые как будто посылают нам свою последнюю волну переживаний и чувств из прошлого.
Примерно, одна четверть работ обращается к теме войны и героизма русских солдат, простых людей, и эта тема невольно вызывает у любого судьи, который сам является писателем, некое снисхождение, и невозможно поставить низкую оценку, потому что это будет выглядеть, как не уважение к памяти нашего славного прошлого. И потому у меня возникло пожелание к организаторам конкурса, выделить тему войны, тему нашего прошлого в особую строфу, возможно, сделать отдельной номинацией. Невозможно судить эту тему наравне с остальными.
Хочется выделить среди работ авторов тему любви, которая представлена у разных авторов по-разному. Часть работ представляют нам несчастную любовь, которая сильна по своей сути, но заканчивается расставанием, смертью, или несчастным случаем. Я понимаю, что писать трагическую жизнь и любовь проще, гораздо проще, и произведение, которое заканчивается трагично, сильнее действует на чувства, но истинная литература все ж таки должна стремиться создавать произведения со счастливым исходом.
Но создать автору в произведении счастливый исход любви мужчины и женщины, или как его сегодня называют «хеппи энд» - это еще ничего не создать.
Во всех работах о любви, которых было более всего, я не нашла самого главного, что обязательно должно быть в произведении будущего писателя современности - это те скрытые потайные слова, которые создают «воздух» недосказанности, позволяющий читателю включать свое воображение. И после прочтения такого произведения читатель еще долго будет думать о произведении, развивать мысль автора и, таким образом, жить с прочитанным произведением в течение долгого времени, порой всей своей жизни, как это происходит с читателями, читающими произведения настоящих писателей.
И сейчас я скажу самое главное о литературе, и пусть на меня хоть весь мир обижается, но лучше горькая, но правда, чем сладкая, но ложь.
Литература, в которой нет места для развития творческой мысли читателю – не есть литература. Это некое ремесло, кусок натуры на вес. Если вы читаете такую «литературу», прочив с горем пополам, тут же выбрасываете из головы, так как эта литература не развивает вашу мысль, не открывает ваше воображение навстречу будущему – лучше не пишите. Зачем засаживать сорняками своих натуралистических мыслей прекрасный сад литературы, которая всегда стремится в поисках истины сквозь все века прошлого протянуть нить будущим потомкам. Большая литература всегда обращена к кому-то, кто жил в далеком прошлом и к кому-то, кто будет жить в далеком будущем. Если автором называет себя тот, кто пришел в литературу, чтобы самовыражаться, это не литература, а испражнения автора. И потому я таким самовыраженцам скажу от всей души: пишите дневники для себя, но не выносите такие самовыражения на суд публики.
Я считаю, что нужно создать специальные конкурсы анализа человеческой личности, в которых бы человек самовыражался, и судьями в таком конкурсе должны быть психологи. Они бы читали эти испражнения, и как медицинские работники делают анализы на основании крови и мочи человека о его физическом здоровье, так психологи делали бы заключения о душе данной личности и вместо побед и наград, давали бы рекомендации по развитию той или иной личности. И если побеждала бы, то личность, которая являла собой и своими испражнениями хоть какой-то свет в конце тоннеля в своей душе.
Есть литературные произведения больших авторов, которые ведут вас не в светлое будущее, а наоборот – являют людям гибель вселенной, гибель человечества. Но данные произведения написаны, как пророческие предупреждения. И написаны они таким образом, что вовлекают читателей искать выход из безвыходной ситуации. Такие произведения, как учебные программы для людей, вынуждают, также работать мысль человека, но направляют ее на поиске решения, на поиски выходов из безвыходных ситуаций. Чтобы писать такие произведения, нужно иметь большое мужество.
Я приведу в качестве примера того, что я сказала о большой литературе, известного писателя Гарсиа Маркеса, и его произведение «Сто лет одиночества». ...
Читайте полностью статью Марии Карпинской ЗДЕСЬ >>> http://www.nptm.ru/statii-marii-literatura-21.htm
Комментариев нет:
Отправить комментарий