понедельник, 19 декабря 2011 г.

Передача НООСФЕРА - ПЛАНЕТА РАЗУМА. Ногон Шумаров.

В гостях студии Новое Планетарное Телевидение М Марии Карпинской - Ногон Шумаров - Народный артист Республики Алтай, Заслуженный артист России. Авторскую передачу ведёт Джангар Бадмаевич Пюрвеев "Ноосфера - планета Разума". Встреча называется "Вернёмся к истокам". В эфире звучали горловое пение, игра на разных этнических инструментах и древние легенды Алтая.

Ногон Шумаров в студии Марии Карпинской НПТМ



Ногон Шумаров в гостях студии НПТМ:

Режиссер, актер, заслуженный артист России, драматург, певец и композитор. Окончил Новосибирское театральное училище, затем Ленинградский Государственный институт театра, музыки и кинематографии - кафедра проф. Товстоногова Г.А, класс проф. Музиля А.А.. Постановщик пятидесяти спектаклей и театрализованных представлений. Автор десяти драматургических произведений. Постановщик первой алтайской оперы "Талай-Хан" и балета "Эрлик-Хан"

Ногон Шумаров провел целую серию концертов и цикл семинаров в Москве. Так же Ногон Шумаров участвовал в спектакле "Песнь 23" поставленным Анатолием Васильевым по произведению "Илиада".


В нашем искусстве "Кай" основу составляет текст эпического произведения. Мы, алтайцы поем в основном поем эпосы и очень большие и длинные, например эпос Маадай Хара - это 8000 стихотворных строк, переведен на многие языки мира - на русский, на венгерский, на немецкий итд. На русский язык его перевел Александр Пленченко из Новосибирска. Эпос Джангар это 36000 стихотворных строк. Эпос поется канонически, но по ходу я могу менять текст у меня есть такое право, сюжет остается неизменным, но слова могут быть разные. Например Алексей Калкин один и тот же эпос один к одному никогда не пел. Каждый раз по новому получалось. Он даже в жизни говорил стихами , поговорками. Тут надо понимать философию произведения конечно, а маленькие песенки и частушки каждый может "горлить". Мои учителя это Алексей Григорьевич Калкин, Шуну Ялатов, Товар Чачияков, я к ним ходил учился, не пению я имею ввиду, а способам донесения философии. Сегодня единственный сказитель по наследству это Тансипай Шинжин. Алексей Григорьевич Калкин учил меня: не надо реветь, надо передавать смысл сказания, представь что ты Библию поешь. Так же эпическое дыхание 3 минуты поется на одном дыхании, так мог Алексей Калкин, я мог в молодые годы 2 минуты петь. Это особое умение обладать космический небесным потоком дыхания, держать, и эту энергию превратить в музыку а не просто хрип или гул из орта. 

Петь то я сам научился. Начал петь в 30 лет - еду на по горам на коне и вдруг захотел выразить свой восторг! Вот думаю как же, как же мне это сделать. Так то я пел по европейски романсы, вот думаю что то не то, как же выразить свою любовь к этому краю и вот постепенно стал появляться у меня этот "рык", думаю ощущения приятные, наверное это правильно, потом скачешь через горы, поешь и образуется такое ощущения большого полета. По началу не раз терял голос на месяц и больше... поешь, поешь потом пьешь холодную родниковую воду и все, голоса как не бывало.

Когда уже начал петь эпосы, мои же друзья говорят да брось ты все это!! УЙДИ СО СЦЕНЫ! шарлотаном называли. Не поешь, а рычишь как медведь, народ только пугаешь. А вот уже потом, когда я всю республику проехал и заграницу начал ездить наконец признали меня. Вот тут я и объявил: можно в любой время научится петь, от отца к сыну это не передается. Раньше то говорили - табу :если у тебя отец пел то ты можешь петь, а если нет то у тебя ничего не получится - это же вранье! Любой человек, девушка, мужчина может научится. Мы все люди, у всех связки одинаковые, у кого то меньше может быть у кого то больше. А сейчас еду по республике простые люди, чабаны мне говорят О! Ногон! ты сказал в любом возрасте можно научится петь! И я научился! Ты мой учитель! Другой говорит: когда то ты говорил что в любом возрасте можно научится петь я вот сижу в горах пою, пою - потом БАХ и голос пошел - ты мой учитель! Приятно конечно. 
Потом я уже приезжал в Хакассию учил там исполнителей, они и позабыли эпическое пение совсем. Серегу Чиркова, Болота Байрышева и Сарумая у нас на Алтае.

Перед началом произведения сказитель благославляет свой инструмент топшур. В переводе это примерно так звучит:

Из лучшего дерева, из алтайского кедра
Тело твое сделано
Мой звонкий топшур
Из волос аргамака который быстрее ветра 
Две струны твои сотканы
Мой звонкий топшур
Играй мой топшур, звени мой топшур

Пусть на правом плече моем сядет слушает солнце,
А на левом плече луна
Играй мой топшур, звени мой топшур
Пусть песня прольется как степь широка,
Пусть правда сверкает острее клинка

Сказание обычно исполняется на инструменте топшур, у этого инструмента, как и у всех наших инструментов есть легенда:
Однажды два охотника услышали удивительные звуки и вдруг видят две девушки сидят и играют на каком то инструменте. Они решили схватить девушек, а они ударили топшуром о камень, вдруг раздался гром и девушки превращаются в лебедей и улетают в небо и на этом месте образовалось Телецкое озеро. На камне осталась форма, по которой охотники сделали этот инструмент. Обычно топшур настраивается на кварту. Только Алексей Григорьевич Калкин настраивал инструмент на квинту. Утром голос пониже обычно - немного пониже настраиваешь, вечером повыше - повыше настраиваешь инструмент.

Так же сказитель использует инструмент Шоор. У него конечно тоже есть легенда:
Небесный царь Тэнгри слепил человека из глины, мимо проходил Эрлик, он смотрит одна глина лежит, срезал дягель и вдунул душу в глину и она стала человеком. Пошел он к Тэнгри и говорит: ты глину слепил, а я создал человека, давай поделим Алтай и небо по ровну. На что Тэнгри ему говорит: вот где ты стоиш это все твоя земля ты туда и провались. И он провалился в подземное царство и стал хозяином подземного мира. Шоор считается подаренным Тэнгри ханом он создал два инструмента и выдал дочь замуж за земного человека. Когда человек играл на серебрянном шооре - все враги замерзали и замерзала вся земля, когда на золотом играл - вся природа оживала...

Подробнее смотри ЗДЕСЬ на новостной ленте внизу  >>>  http://nptm.ru/peredacha-noosfera-planeta-razuma-vyidet-v-efir-rovno-v-20-00-cherez-5-minut-v-on-lain-internet-efire.html 



Комментариев нет:

Отправить комментарий